МБОУ лицей №15
г.Пятигорск, Ставропольский край
  • Психолого-педагогическая служба

    Миссия лицея - ДАР: диагностика, адаптация, развитие

    В 1994 году на базе СОШ №15 г. Пятигорска была открыта опытно-экспериментальная площадка по теме «Диагностика и прогностика в системе инновационного образования». Это позволило в дальнейшем получить школе статус лицея и стать школой экспериментального поиска.

    Основу инновационной образовательной деятельности составляют: идеи о субъектной позиции личности и активной роли среды в её развитии, ценностях как основе воспитания и формирования личности, сохранения и укрепления здоровья, концепции развития образования в новых социально-экономических условиях; положения системного подхода к изучению социальных явлений; общие теории социального управления, а также социально-педагогические идеи управления образовательными учреждениями.

    Лицей осуществляет непрерывное психологическое образование всех субъектов образовательного пространства: впервые были введены уроки психологии с 1 по 11 класс, разработан мониторинг интеллектуального развития детей: применены инновационные программы психологического обследования детей при приемке в лицей, позволяющие определить потенциальные возможности ребенка, способного к освоению новых программ, участие педагогического коллектива и учащихся лицея в научно- практических конференциях городского, краевого, всероссийского уровнях.

    Традиционно учащиеся лицея принимают участие в Межрегиональной научно-практической конференции ПГЛУ «Молодая наука» и имеют свои печатные работы в данном сборнике.

    Совместно с учеными ПГЛУ была разработана экспериментальная программа учебного курса для учащихся начальных классов «Я в мире, мир во мне». Для учащихся 5-11 классов осуществляется обучение по программам «Азбука психологии» (под редакцией Е.И. Рогова):

    • 5 классы - введен курс «Познавательная деятельность человека»;
    • 6 классы - «Основы саморегуляции»;
    • 7 классы - « Психология обучения»;
    • 8 классы - «Психология взросления»;
    • 9 классы - «Основы профориентации и выбора профессии»;
    • 10 классы - «Психология личности»;
    • 11 классы - «Этика и психология мужчины и женщины».

    Инновационная деятельность лицея по непрерывному психологическому образованию осуществляется на протяжении 24 лет. За этот период в лицее работали краевые экспериментальные площадки:

    • «Психолого-педагогические технологии развития субъектности личности школьников» (2004-2008гг.);
    • «Индивидуальная траектория развития гуманитарной позиции школьника как основа его психологического здоровья и потребности в личностном росте» ( 2009-2013гг.);
    • « Субъектцентрированная модель качества образования в ОУ как условие сохранения психологического здоровья обучающихся» (2013-2016 гг.)

    МБОУ лицей №15 являлся базовой школой стажировочной площадки ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования повышения квалификации и переподготовки работников образования» в рамках реализации в 2011-2013 годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Достижения во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по теме « Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса».

    Краткое описание инновационной разработки

    Цели:

    • создание психолого-педагогических условий для формирования у учащихся способности к саморазвитию личностных качеств, обеспечивающих психологическое здоровье, безопасность и благополучие;
    • создание психологически безопасной образовательной среды как условия обеспечения психологического здоровья участников образовательного процесса;
    • профилактика рисков психологического здоровья как условие формирования здоровьесберегающей среды в образовательном процессе;
    • формирование психологической культуры и компетентности субъектов образовательного процесса.

    Задачи:

    • разработка и реализация комплекса форм и методов организации обучения школьников с опорой на их психологические потребности;
    • внедрение научно – методических продуктов инновационной деятельности в работу учителя;
    • реализация практико-ориентированных программ по приобретению навыков формирования ЗОЖ всеми участниками образовательного процесса;
    • разработка индивидуальной траектории развития гуманитарной позиции школьника;
    • психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса по проблемам психологического здоровья и личной безопасности;
    • осуществление мероприятий по профилактике кризисных и экстремальных ситуаций в образовательной среде;
    • исследование влияния психологического образования учащихся на отношение к своему психологическому здоровью, самоактуализации и самореализации;
    • формирование адекватного отношения педагога к трудностям психолого – педагогического сопровождения разных категорий учащихся;
    • психологическое сопровождение креативных учащихся и детей-инвалидов

    Полученные результаты:

    • создание «Превентивной службы психологического здоровья (благополучия)» в лицее;
    • создание Ресурсного Центра психологического здоровья;
    • разработка и реализация курса уроков психологии

    Продукты:

    • разработка лицейской программы «Здоровьесберегающие технологии»;
    • разработка моделей психолого-педагогического сопровождения учащихся младшего, среднего, старшего звена по сохранению и укреплению психологического здоровья;
    • разработка научно–методического пособия «Психологическая безопасность школьника: стратегии и техники формирования»;
    • реализация на базе лицея федеральной стажировочной площадки «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса»;
    • разработка авторских научно-методических материалов (программы, пособия);
    • отражение опыта инновационной деятельности в сборниках научно-практических конференций, семинаров.
    Структура психологической службы

    Реализация работы по созданию здоровьеформирующего образовательного пространства и развитию субъектности в условиях инновационного образования возможна лишь при наличии комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, которые осуществляются всеми участниками целостного психолого–педагогического процесса.

    В целях обеспечения оптимальных социально–психологических условий для полноценного субъектного развития личности учащихся, в лицее разработана модель психологической службы, включающая в себя блоки, отражающие основные направления работы педагогов–психологов лицея и наполненных определенным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам развития субъектности в инновационной школе. За период реализации опытно–экспериментальной работы в лицее №15 такая структура, как психологическая служба, приобрела особенные черты и по праву может считаться уникальной авторской моделью психологической службы, имеющей свое многообразие методов и форм работы.

    Все направления работы данной психологической службы имеют целью сохранение и укрепление психологического здоровья школьника и учителя, становление выпускника лицея самостоятельным субъектом собственной жизнедеятельности, с личностной и социальной значимостью, с разносторонним развитием и гуманитарной культурой; обеспечение его необходимым комплексом знаний, умений и навыков в различных сферах жизни, что способствовало бы благополучной адаптации в постоянно меняющемся мире.

    Полифункциональная модель психологической службы МБОУ лицея № 15
    1. ​Совет по развитию лицея
    2. Служба адаптации и развития
    3. ​​Служба личностного роста
    4. ​​Центр психологической поддержки педагогов
    5. ​​Центр психологической поддержки семьи
    6. ​​​Превентивная служба психологического здоровья
    7. ​​Центр экстренного реагирования
    8. ​​Служба по профилактике аддиктивного поведения учащихся

    Так, деятельность Совета по развитию лицея, в состав которого входят члены педагогического коллектива, школьные психологи и специалисты кафедры психологического консультирования, на протяжении всего периода реализации инновационной работы направлена на достижение целесообразного сочетания реализуемых психолого-педагогических технологий, приемов, методов повышения уровня субъектного развития учащихся. Ориентируясь в выборе на гуманизацию педагогического процесса как на общую цель психологической службы образования, психолого-педагогическая работа лицея направлена на обогащение учебного процесса личностно значимым содержанием, на использование таких подходов, которые бы позволили обеспечить освоение учащимися целостной культуры, формирование у них приемов и способов самоорганизации индивидуальности. Обеспечивать координацию субъектов образовательного процесса позволяют систематические теоретические и практические семинары, организуемые Советом по развитию лицея. Регулярные городские, краевые, региональные, всероссийские встречи позволяют систематизировать работу по развитию личности в образовании, более эффективной делают перестройку школы на основе личностно–ориентированного подхода, субъектно-личностной и личностно-средовой парадигмы.

    Отдельным блоком психологической службы лицея является служба адаптации и развития, в которой особое внимание уделяется психологическому сопровождению социализации и адаптации школьников в новых социальных условиях (психологическое обслуживание при наборе в лицей), в кризисные периоды (развитие адаптационных способностей посредством системы тренинговых занятий), при выработке индивидуального стиля обучения (диагностика интеллектуального и личностного развития). Такая работа позволяет расширять зону ближайшего развития школьника, стимулируя развитие, опирающееся на внутренние резервы и источники активности.

    Любая деятельность, направленная на развитие, на формирование психических процессов, свойств и качеств личности должна соответствовать возрастным, индивидуальным особенностям человека, учитывать его актуальные и потенциальные ресурсы. Следовательно, обязательным условием психолого-педагогического сопровождения обучающихся должна выступать психологическая диагностика. Данное направление работы, реализуемое центром диагностики и прогностики, в лицее имеет свою специфику. Диагностическая работа проводится непрерывно на протяжении всего года, и фокусируется не только на обязательных критериях, подвергаемых анализу (адаптация школьников, тревожность, уровень интеллектуального развития, ​​​профессиональное самоопределение​​), но и затрагивает все сферы психической деятельности школьников (характерологические особенности, характер психоэмоционального состояния учащихся, особенности самоотношения, развитие познавательных процессов и т.д.). Данная работа позволяет осуществлять мониторинг личностного, интеллектуального, социального,развития школьников, что способствует непрерывному психологическому сопровождению и проектированию развивающего образовательного пространства.

    Предупредительные меры, связанные с устранением и предотвращением негативно влияющих факторов, условий во многом также обуславливаются личностно-ориентированной моделью взаимодействия, что реализуется службой информирования и психопрофилактики. Основными задачами ее является формирование потребности в психологических знаниях, работа над конкретной проблемой (девиантное поведение, сложности в обучении и т.п.), предупреждение появления новых, создание условий для полноценного психического развития школьника. И здесь внимательному педагогу, психологу открывается широкое поле для развития субъектных качеств ребенка: научить школьника видеть особенности собственного развития, сопровождающие его трудности, выработать готовность обращаться за помощью к специалисту, родителям, чтобы совместными усилиями предотвратить дисгармоничное психологическое и социальное развитие.

    Разнообразие методов, технологий, приемов и средств не имели бы того ценного значения, если бы не были реализованы в непосредственной работе с обучающимися. Последнее возможно благодаря деятельности службы личностного роста. Помощь в достижении личностного самоопределения, раскрытие индивидуальных особенностей, формирование рефлексии в социальных отношениях достигается через уроки самоанализа, тренинги личностного роста учащихся, родителей, педагогов, регулярные групповые и индивидуальные консультации.

    Целью центра педагогической поддержки педагогов является психологического сопровождения профессионального развития педагогов, создание условий для сохранения психического здоровья педагогов в общеобразовательном учреждении.

    Задачами центра являются:

    • диагностика эмоционального состояния;
    • разработка стратегий преодоления профессиональных деструкций;
    • поддержка педагогов во время периода аттестации;
    • оказание педагогической помощи молодым работникам образовательных учреждений;
    • овладение приёмами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы;
    • переход к инновационным формам и технологиям обучения;
    • проведение тренингов личностного и профессионального роста;
    • рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.

    Психолого - педагогическое сопровождение семейного воспитания - важнейший участок деятельности психологической деятельности учебного учреждения. Но работа с семьями учащихся - это и одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности психологов.

    Центр психологической поддержки семьи локализует работу в области детско-родительских отношений, делает ее более предметной и адресной в случаях с опекаемыми детьми, семьями «группы риска», детьми-инвалидами. Работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, на активизацию сотрудничества семьи и школы. В центре проводятся исследования ожиданий родителей от образовательного учреждения и психологической службы. Психологи проводят индивидуальную консультативную и коррекционно-развивающую помощь семьям. Целью центра является создание условий для сохранения психического здоровья ребенка за счет гармонизации детско-родительских отношений; обеспечение условий, способствующих полноценному психическому, личностному и субъектному развитию обучающихся.

    Задачи центра:

    • исследование ожиданий родителей от образовательного учреждения и психологической службы;
    • информирование родителей о влиянии семьи на личность ребенка;
    • организация и проведение занятий, активизирующих сотрудничество семьи и школы; 
    • содействие педагогическим коллективам в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

    Целью работы превентивной службы психологического здоровья (благополучия) является психологическое сопровождение обучающихся в процессе школьного обучения, сохранение и поддержка их психологического здоровья, создание благоприятных условий для развития обучающихся.

    Задачи службы:

    • сформировать банк диагностических методик;
    • проведение диагностической работы: исследование составляющих психологического благополучия;
    • выделение учащихся «группы риска»;
    • развивающие занятия с учащимися (индивидуальные и групповые);
    • работа с детьми с особыми потребностями (инвалидами, одаренными);
    • сопровождение учащихся при подготовке и сдаче экзаменов;
    • работа с родителями и педагогами, направленная на психопрофилактику тревожности у детей, повышение их самооценки и уверенности в себе; обучение навыкам психологической поддержки ребенка повышение психологической компетентности в вопросах.

    Создание центра экстренного реагирования обусловлено не столько ситуацией в лицее, сколько социальным заказом. Сделать психологическую помощь более доступной и своевременной для всех категорий населения – задача первостепенной важности. Непродуктивно и нецелесообразно создавать благополучные социально–психологические условия для личностного, субъектного развития учащихся исключительно лишь в рамках образовательного учреждения. Средовые условия, в которые они возвращаются, оказывают не меньшее воздействие, чем выверенные, надежные, отработанные психолого-педагогические технологии. Результат этих воздействий напрямую зависит от их характера. Экстренная психологическая помощь может выступать регулятором этих воздействий, стимулировать повышение психологической культуры населения и способствовать полноценному функционированию обратившегося в качестве социального субъекта. Таким образом, психологической службой лицея при активной поддержке кафедры психологического консультирования ПГУ и членов педагогического коллектива реализуется непрерывное психологическое сопровождение всех субъектов образовательного процесса, в центре которого стоит сознательная, самоопределившаяся, активная, самостоятельная личность обучающегося, родителя, педагога.

    Целью работы центра является психологическое сопровождение всех субъектов педагогического процесса МБОУ лицея №15, переживающих кризисную ситуацию. Создание эффективной технологии оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

    Задачи центра:

    • снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших,
    • оптимизация их актуального психического состояния;
    • профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события;
    • профилактика возникновения массовых негативных эмоциональных реакций;
    • формирование устойчивости личности обучающихся к кризисным ситуациям.
    Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки
    • мониторинг психологического здоровья участников образовательного процесса;
    • мониторинг удовлетворенности жизнедеятельностью в образовательном учреждении;
    • мониторинг психологической культуры и компетентности субъектов образовательного процесса.
    Найдено: 12
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie