
Участники заседания обсудили тему «Воспитание Победой: сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны как основа патриотического воспитания». С приветственным словом к членам Совета обратилась заместитель Министра просвещения Российской Федерации Ольга Колударова. Она отметила, что патриотические мероприятия, введенные Минпросвещения России в образовательных организациях, такие как церемония исполнения гимна и поднятия флага России, внеурочные занятия «Разговоры о важном», уже стали привычными для подрастающего поколения. Дальнейшее совершенствование патриотического воспитания должно идти через мероприятия по сохранению исторической памяти и развитие системы наставничества.
«Сегодня, когда история вновь требует защиты от искажений, наша святая обязанность – сохранить правду о подвиге поколений: и героев 1945 года, и участников СВО. Уже многое сделано: исполнение Указа Президента № 809, «Разговоры о важном», церемонии поднятия флага и исполнения гимна. Но ключевая задача – подготовка педагогов, которые будут воспитывать детей на этих ценностях. Во всех 36 подведомственных вузах в целях патриотического воспитания, вовлечения молодежи в деятельность, направленную на поддержку участников и ветеранов боевых действий, членов их семей, формирования морально-психологической и физической готовности к военной службе, сохранения исторической памяти будут созданы военно-патриотические клубы. К 80-летию Победы организованы тысячи мероприятий – от «Бессмертного полка» до исторических выставок. Важно, чтобы эта работа не ограничивалась юбилейными датами, а стала частью ежедневной воспитательной системы. Будущие учителя должны нести в школы любовь к Родине, знание истории и моральные устои, ведь именно они формируют успех нашей страны завтра», – подчеркнула Ольга Колударова.
Первый проректор МПГУ, директор Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» Наталья Склярова подчеркнула важность кинопедагогики для воспитания молодежи через образы и обратила внимание на необходимость создания музея в каждой образовательной организации.
«Сегодня мы осваиваем новые форматы диалога с молодежью. Каждая такая встреча должна быть содержательной – включать анализ текущей работы и четкую корректировку вектора развития», – отметила она.
К членам Совета обратился заместитель полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Григорий Куранов, который поделился опытом создания системы патриотического воспитания в ДФО.
Директор Департамента внешних коммуникаций и референтуры Минпросвещения России Ирина Шилкина подчеркнула необходимость взаимодействия с регионами при организации патриотических акций.
Начальник отдела государственной политики в сфере патриотического воспитания Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Юлия Каламова раскрыла аспекты работы по патриотическому воспитанию, начиная с дошкольного возраста, и отметила важность вовлечения школьников и студентов в поисковую работу, что воспитывает в них патриотизм и гражданскую активность.
Была освещена работа по организации патриотического воспитания в вузах, представлены опыт воспитания патриотичной, всесторонне развитой личности через вовлечение в театральную деятельность, а также результаты Всероссийской акции «Киносочинение», посвященной Году защитника Отечества. Особое внимание на заседании было уделено представлению патриотических ценностей через язык кино.
Участники также обсудили возможности производства патриотического визуального контента, ориентированного на молодежную аудиторию. Была отмечена важность сохранения памяти и представления в школьных музеях не только событий СВО и Великой Отечественной войны, но и всех войн, в которых участвовала Россия на протяжении своей истории.
Выступления вызвали оживленную дискуссию и способствовали консолидации усилий по синхронизации патриотической и воспитательной работы в вузах и школах России.
Совет Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей в дальнейшем объединит советы, созданные в педагогических университетах, для эффективной реализации государственной ценностной политики в подведомственных образовательных организациях.