- Совет по развитию лицея
- Служба адаптации и развития
- Служба личностного роста
- Центр психологической поддержки педагогов
- Центр психологической поддержки семьи
- Превентивная служба психологического здоровья
- Центр экстренного реагирования
- Служба по профилактике аддиктивного поведения учащихся
Так, деятельность Совета по развитию лицея, в состав которого входят члены педагогического коллектива, школьные психологи и специалисты кафедры психологического консультирования, на протяжении всего периода реализации инновационной работы направлена на достижение целесообразного сочетания реализуемых психолого-педагогических технологий, приемов, методов повышения уровня субъектного развития учащихся. Ориентируясь в выборе на гуманизацию педагогического процесса как на общую цель психологической службы образования, психолого-педагогическая работа лицея направлена на обогащение учебного процесса личностно значимым содержанием, на использование таких подходов, которые бы позволили обеспечить освоение учащимися целостной культуры, формирование у них приемов и способов самоорганизации индивидуальности. Обеспечивать координацию субъектов образовательного процесса позволяют систематические теоретические и практические семинары, организуемые Советом по развитию лицея. Регулярные городские, краевые, региональные, всероссийские встречи позволяют систематизировать работу по развитию личности в образовании, более эффективной делают перестройку школы на основе личностно–ориентированного подхода, субъектно-личностной и личностно-средовой парадигмы.
Отдельным блоком психологической службы лицея является служба адаптации и развития, в которой особое внимание уделяется психологическому сопровождению социализации и адаптации школьников в новых социальных условиях (психологическое обслуживание при наборе в лицей), в кризисные периоды (развитие адаптационных способностей посредством системы тренинговых занятий), при выработке индивидуального стиля обучения (диагностика интеллектуального и личностного развития). Такая работа позволяет расширять зону ближайшего развития школьника, стимулируя развитие, опирающееся на внутренние резервы и источники активности.
Любая деятельность, направленная на развитие, на формирование психических процессов, свойств и качеств личности должна соответствовать возрастным, индивидуальным особенностям человека, учитывать его актуальные и потенциальные ресурсы. Следовательно, обязательным условием психолого-педагогического сопровождения обучающихся должна выступать психологическая диагностика. Данное направление работы, реализуемое центром диагностики и прогностики, в лицее имеет свою специфику. Диагностическая работа проводится непрерывно на протяжении всего года, и фокусируется не только на обязательных критериях, подвергаемых анализу (адаптация школьников, тревожность, уровень интеллектуального развития, профессиональное самоопределение), но и затрагивает все сферы психической деятельности школьников (характерологические особенности, характер психоэмоционального состояния учащихся, особенности самоотношения, развитие познавательных процессов и т.д.). Данная работа позволяет осуществлять мониторинг личностного, интеллектуального, социального,развития школьников, что способствует непрерывному психологическому сопровождению и проектированию развивающего образовательного пространства.
Предупредительные меры, связанные с устранением и предотвращением негативно влияющих факторов, условий во многом также обуславливаются личностно-ориентированной моделью взаимодействия, что реализуется службой информирования и психопрофилактики. Основными задачами ее является формирование потребности в психологических знаниях, работа над конкретной проблемой (девиантное поведение, сложности в обучении и т.п.), предупреждение появления новых, создание условий для полноценного психического развития школьника. И здесь внимательному педагогу, психологу открывается широкое поле для развития субъектных качеств ребенка: научить школьника видеть особенности собственного развития, сопровождающие его трудности, выработать готовность обращаться за помощью к специалисту, родителям, чтобы совместными усилиями предотвратить дисгармоничное психологическое и социальное развитие.
Разнообразие методов, технологий, приемов и средств не имели бы того ценного значения, если бы не были реализованы в непосредственной работе с обучающимися. Последнее возможно благодаря деятельности службы личностного роста. Помощь в достижении личностного самоопределения, раскрытие индивидуальных особенностей, формирование рефлексии в социальных отношениях достигается через уроки самоанализа, тренинги личностного роста учащихся, родителей, педагогов, регулярные групповые и индивидуальные консультации.
Целью центра педагогической поддержки педагогов является психологического сопровождения профессионального развития педагогов, создание условий для сохранения психического здоровья педагогов в общеобразовательном учреждении.
Задачами центра являются:
- диагностика эмоционального состояния;
- разработка стратегий преодоления профессиональных деструкций;
- поддержка педагогов во время периода аттестации;
- оказание педагогической помощи молодым работникам образовательных учреждений;
- овладение приёмами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы;
- переход к инновационным формам и технологиям обучения;
- проведение тренингов личностного и профессионального роста;
- рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.
Психолого - педагогическое сопровождение семейного воспитания - важнейший участок деятельности психологической деятельности учебного учреждения. Но работа с семьями учащихся - это и одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности психологов.
Центр психологической поддержки семьи локализует работу в области детско-родительских отношений, делает ее более предметной и адресной в случаях с опекаемыми детьми, семьями «группы риска», детьми-инвалидами. Работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, на активизацию сотрудничества семьи и школы. В центре проводятся исследования ожиданий родителей от образовательного учреждения и психологической службы. Психологи проводят индивидуальную консультативную и коррекционно-развивающую помощь семьям. Целью центра является создание условий для сохранения психического здоровья ребенка за счет гармонизации детско-родительских отношений; обеспечение условий, способствующих полноценному психическому, личностному и субъектному развитию обучающихся.
Задачи центра:
- исследование ожиданий родителей от образовательного учреждения и психологической службы;
- информирование родителей о влиянии семьи на личность ребенка;
- организация и проведение занятий, активизирующих сотрудничество семьи и школы;
- содействие педагогическим коллективам в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
Целью работы превентивной службы психологического здоровья (благополучия) является психологическое сопровождение обучающихся в процессе школьного обучения, сохранение и поддержка их психологического здоровья, создание благоприятных условий для развития обучающихся.
Задачи службы:
- сформировать банк диагностических методик;
- проведение диагностической работы: исследование составляющих психологического благополучия;
- выделение учащихся «группы риска»;
- развивающие занятия с учащимися (индивидуальные и групповые);
- работа с детьми с особыми потребностями (инвалидами, одаренными);
- сопровождение учащихся при подготовке и сдаче экзаменов;
- работа с родителями и педагогами, направленная на психопрофилактику тревожности у детей, повышение их самооценки и уверенности в себе; обучение навыкам психологической поддержки ребенка повышение психологической компетентности в вопросах.
Создание центра экстренного реагирования обусловлено не столько ситуацией в лицее, сколько социальным заказом. Сделать психологическую помощь более доступной и своевременной для всех категорий населения – задача первостепенной важности. Непродуктивно и нецелесообразно создавать благополучные социально–психологические условия для личностного, субъектного развития учащихся исключительно лишь в рамках образовательного учреждения. Средовые условия, в которые они возвращаются, оказывают не меньшее воздействие, чем выверенные, надежные, отработанные психолого-педагогические технологии. Результат этих воздействий напрямую зависит от их характера. Экстренная психологическая помощь может выступать регулятором этих воздействий, стимулировать повышение психологической культуры населения и способствовать полноценному функционированию обратившегося в качестве социального субъекта. Таким образом, психологической службой лицея при активной поддержке кафедры психологического консультирования ПГУ и членов педагогического коллектива реализуется непрерывное психологическое сопровождение всех субъектов образовательного процесса, в центре которого стоит сознательная, самоопределившаяся, активная, самостоятельная личность обучающегося, родителя, педагога.
Целью работы центра является психологическое сопровождение всех субъектов педагогического процесса МБОУ лицея №15, переживающих кризисную ситуацию. Создание эффективной технологии оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Задачи центра:
- снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших,
- оптимизация их актуального психического состояния;
- профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события;
- профилактика возникновения массовых негативных эмоциональных реакций;
- формирование устойчивости личности обучающихся к кризисным ситуациям.