Особое внимание уделено разработке программ определения устойчивости личности всех субъектов образовательной организации во время пандемии COVID – 19, а также работе с ресурсным потенциалом школьника в соответствии с этапом обучения, так как переход к последующему этапу может представлять социальную ситуацию развития ребенка в разной степени неопределенную.
В результате осуществления I этапа инновационной деятельности (январь-июнь 2021 года) сформировались научно-практические интересы в сфере новой педагогической компетенции – «устойчивость личности в ситуации неопределенности», что проявилось в участии педагогов в организационно-деятельностной игре, конференциях, публикациях докладов.
Складывается система взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», предметом которого становится устойчивость личности в сложных ситуациях и ситуациях неопределенности. Этот факт проявился в увеличении количества обращений в психологическую службу лицея обучающихся по проблеме саморегуляции поведения, осознания своих переживаний в различных ситуациях, а также в увеличении количества запросов родителей по различным аспектам устойчивости поведения их детей. Повысилась психологическая культура всех участников образовательного процесса.
Публикации участников краевой инновационной площадки за 2021 год
- Боброва А.В. Поддержка психологического здоровья детей с ОВЗ как способ развития их субъектности.// Университетские чтения – 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ. Пятигорск: ПГУ, 2021.
- Васютина Н.А., Гарбузова А.М., Швалева Н.М., Пищулина Л.В. Субъектный способ жизнедеятельности как гуманитарная технология формирования психологически благополучной личности с различным уровнем соматического и психологического здоровья. // Университетские чтения – 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ. Пятигорск: ПГУ, 2021.
- Гарбузова А.М., Ильяшова Е.А., Пищулина Л.В. Субъектный способ жизнедеятельности как гуманитарная технология формирования психологически благополучной личности. // Панорама инновационных идей. Пятигорск, 2021. С. 42-45.
- Гревцова М.А. Субъектный подход к развитию личности школьника при изучении художественных произведений на уроках литературы. // Университетские чтения – 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ. Пятигорск: ПГУ, 2021.
- Мясоедова А.В. Развитие навыков самопознания у подростков в рамках деятельности научно-исследовательского общества обучающихся. // Университетские чтения – 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ. Пятигорск: ПГУ, 2021.
- Саркисян Д.А. Субъектный подход к формированию здорового образа жизни в современной школе как показатель физического и психологического здоровья школьника. // Университетские чтения – 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ. Пятигорск: ПГУ, 2021.
- Толстова М.А. Работа учителя и классного руководителя как основа формирования субъектного способа жизнедеятельности обучающихся. // Университетские чтения – 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ. Пятигорск: ПГУ, 2021.
- Чеснюкова Ю.Г. Субъектный подход в формировании позитивной самооценки, системы жизнеутверждающих смыслов ценностей у старшеклассников. // Университетские чтения – 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ. Пятигорск: ПГУ, 2021.
Приняты в печать:
- Алябьев В., Пищулина Л.В. Влияние стресса на восприятие учебного материала школьником. // Молодая наука – 2021: Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Пятигорск: ПГУ, 2021.
- Бондаренко Л.В., Бондаренко А.И. Цифровые гуманитарные технологии в образовании. // Сборник материалов II Региональной научной конференции «Цифровые гуманитарные технологии в науке и образовании». Пятигорск: ПГУ, 2021.
- Саморуков Н., Бондаренко Л.В., Саркисян Д.А. Реализация субъектного подхода во время проведения интегрированного урока информатики и английского языка. // Молодая наука – 2021: Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Пятигорск: ПГУ, 2021.
- Тарханова А., Мясоедова А.В. Профилактика стрессовых состояний у обучающихся в период подготовки и сдачи итоговой аттестации: работа с языковой метафорой. // Молодая наука – 2021: Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.Пятигорск: ПГУ, 2021.
- Швалева Н.М., Медведев Д.А.,Горбачева Е.И.,Скрипник Н.М., Воронкина Л.Б.Роль субъектного способа жизнедеятельности в формировании психологически благополучной личности подростка. // Материалы Международной научно-практической конференции «Человеческий и технологический прогресс социально-экономической парадигмы будущего (Серия “Interdisciplinary Thought of the 21st Century: Management, Economics and Law”), База VEB OF SCIENCE.
- Швалева Н.М., Косинцева Ю.Ф., Воронкина Л.Б., Асатрян С.С. Социально-информационное пространство студенческой молодежи в ситуации неопределенности. В Материалах IV Международной научно-практической конференции «Цифровое образование в Центральной Азии и России». 10-12 февраля 2021, Пятигорск. 0,8 п.л.
Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта (программы)
- Разработка и введение в образовательную практику новой компетенции «устойчивость в ситуации неопределенности».
- Определение психолого-педагогических и гуманитарных технологий формирования устойчивости у субъектов образовательной организации в ситуациях неопределенности.
- Разработка диагностического комплекса изучения психологической устойчивости школьника, определение маркеров данного состояния.
- Разработка комплексной программы психолого-педагогической поддержки субъектных проявлений на этапе школьного детства как условие психологического благополучия и развития мотивации в личностном росте.
- Разработка превентивного и ресурсного направления деятельности школьной психологической службы, раскрытие содержательных и функциональных аспектов деятельности специалистов данной службы по созданию субъект-центрированной поддерживающей среды.
- Разработка рабочий версии портала neopredelyonnost.ru.